Узловая расположена на востоке Тульской области, в 40 километрах от ее столицы и в 180-ти – от Москвы, в Среднерусской возвышенности. Является столицей Узловского района и частью Тульско-Новомосковской агломерации. В городе пересекаются железные дороги Москва - Донбасс и Сызрань – Вязьма. Площадь Узловой - 22,6 км².
Немного истории.
Узловский район невелик на карте страны, но у него, как и любого другого, своя история, свое неповторимое лицо. В 1872 году от города Скопина до Тулы прошла экспедиция с целью изыскать возможности проложить железнодорожный путь. Летом 1873 года начались строительные работы- был заложен первый камень в основу станции Хрущевская. В 1873 году при строительстве Ряжско-Вяземской железной дороги появилась станция Узловая, которая впоследствии дала имя городу. Станция соединяет три важнейших направления на Ряжск, Елец, и Тулу.
Железная дорога определила жизненный уклад и дальнейшую судьбу города. Со многих точек города видны терриконы шахт, первые из которых были заложены в конце 30-х годов. Одновременно с их строительством сооружались и шахтерские поселки – Дубовка, Горняцкий, Каменецкий, и Брусянский.
В 1924 году станция стала райцентром, а в 1926-м – рабочим поселком. В 1938 же году Узловая получила городской статус.
Когда началась Великая Отечественная война. Городская промышленность переориентировалась на военные нужды, а город и его район начали укрепляться. Кроме этого, местные жители помогали укрепляться Смоленску, Дорогобужу и Вязьме. В самой Узловой сформировались железнодорожный и районный истребительный батальоны, каждый по 300 человек. В октябре 1941-го из города начали эвакуироваться горожане, железнодорожники и железнодорожный узел. Также в этом месяце Узловая дважды подверглась бомбежкам. В ноябре, несмотря на активное противостояние, немцы захватили город, где продержались чуть более трех недель. Когда их выгнали, город сразу начал восстанавливаться, в том числе и шахты. На фронте сражалось примерно 8 000 горожан.
Особенно бурное развитие угольной промышленности началось в послевоенные годы. За две пятилетки было построено 15 шахт. Сейчас угольные шахты выработаны. В 50-60 годах развитие промышленности и культурно-жилищного строительства определило рост объемов производства промышленности, строительных материалов. Появились крупные заводы, фабрики стало развиваться сельское хозяйство. Весной 1946 года в юго-восточной части города началось строительство завода горного оборудования, а через 4 года он был сдан в эксплуатацию как завод горного машиностроения. С этого момента Узловая становится городом не только железнодорожников и горняков, но и машиностроителей. В 1959 году на базе бывшей брикетной фабрики создано производственное объединение Пластик, на котором было освоено производство полиэтиленовой пленки, волокнита.
В начале 60-х в Узловой получает развитие легкая промышленность. На базе отработанных шахт открыты клавиатурная фабрика, завод технических кожаных изделий, обувная и швейные фабрики. С начала 90-х годов в экономике города стал формироваться негосударственный сектор. Начался процесс становления рыночной инфраструктуры, образовались частные предприятия, фонды.
В 1986 году, после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, значительная часть Тульской области, в том числе и Узловая, подверглась радиационному заражению. Местные жители оставались в неведении до 1989-го. В 2002 году Узловая стала «территорией с льготным социально-экономическим статусом», до этого город и его район являлся «зоной с правом на отселение».